Mane

История Киевского мотоциклетного завода: от «Киянина» до «Днепра»

История Киевского мотоциклетного завода: от «Киянина» до «Днепра»
Shelby
22-09-2025

Киевский мотоциклетный завод, история которого началась ровно восемьдесят лет назад с постановления Совета народных комиссаров, стал не просто промышленным предприятием, а настоящим символом целой эпохи в отечественном машиностроении. Решение о его создании на базе Бронетанкового ремонтного завода №8, ведущего свою историю с 1932 года от авто-бронетанковых мастерских Киевского военного округа, ознаменовало переход от военного производства к мирному, хотя военное наследие еще долго определяло специфику завода. После окончания Великой Отечественной войны оборудование немецкого завода Wanderer из города Хемниц, оказавшееся в советской зоне оккупации, было привезено в Киев для организации выпуска мототехники, что позволило уже в декабре 1945 года собрать из машинокомплектов первые десять мотовелосипедов, а к сентябрю 1946 года наладить их серийное производство.

Первой продукцией завода стал мотовелосипед К1Б «Киянин», собранный из немецких комплектующих, включая двигатели Fichtel & Sachs из Швайфурта, поскольку сам Wanderer не производил силовые агрегаты для своей техники. Эти одноцилиндровые моторы рабочим объемом 98 кубических сантиметров и мощностью 2,3 лошадиные силы устанавливались на киевские мотовелосипеды до 1949 года, когда было налажено собственное производство двигателей. Конструктивно «Киянин» повторял немецкий прототип, имея двухступенчатую коробку передач с переключением посредством небольшого рычага справа на бензобаке, вес машины составлял 65 килограммов, максимальная скорость достигала 50 километров в час при расходе топлива 2,25 литра на сто километров пробега. Всего до 1953 года, когда производство К1Б прекратилось, было выпущено около тридцати тысяч этих машин, ставших первым по-настоящему массовым двухколесным транспортом в послевоенном Советском Союзе.

Параллельно с выпуском мотовелосипедов завод освоил производство трехколесных мотоколясок К1В, предназначенных для людей с ограниченными возможностями, остро нуждавшихся в доступном и практичном транспортном средстве. В этой модели использовались узлы и агрегаты от К1Б, но с серьезными доработками, включая двигатель с принудительным воздушным охлаждением, закрытый кожухом, и специфическое управление, осуществлявшееся только руками посредством длинного рулевого рычага и отдельного рычага запуска мотора. Первые мотоколяски были собраны в декабре 1946 года, а их серийное производство началось уже в следующем году, всего до 1953 года выпустили около девятнадцати тысяч единиц К1В, внесших значительный вклад в социальную адаптацию инвалидов войны и труда.

Новым этапом в истории завода стал переход к производству тяжелых мотоциклов с коляской, начавшийся в 1951 году с модели М-72, фактически копии довоенного BMW R71, с двигателем объемом 750 кубических сантиметров и мощностью 22 лошадиные силы. Однако уже в 1957 году начался выпуск более совершенных мотоциклов К-750 мощностью 26 лошадиных сил, а через десять лет появился мотоцикл К-650 «Днепр» с двигателем 32 лошадиные силы. В семидесятые годы производились усовершенствованные мотоциклы серии МТ мощностью 32 и 36 лошадиных сил, а в восьмидесятые годы выпускались «Днепр-11» и его вариант с ведущим колесом коляски «Днепр-16», пользовавшиеся огромной популярностью как в Советском Союзе, так и за рубежом. В лучшие годы завод выпускал десятки тысяч мотоциклов ежегодно, экспортируя их в восемьдесят стран на пяти континентах, однако в девяностые годы производство стало быстро сокращаться, а к началу двухтысячных упало до нескольких сотен в год, окончательно прекратившись в 2008 году, за исключением единичных заказов. За всю историю Киевского мотоциклетного завода было выпущено около трех миллионов мотоциклов, оставивших яркий след в истории отечественного транспорта.