Mane

Украинский рынок топлива: кардинальные изменения в потреблении

Украинский рынок топлива: кардинальные изменения в потреблении
Shelby
20-10-2025

Украинский рынок моторного топлива демонстрирует удивительные примеры адаптации, пройдя через глубокую трансформацию, которая зеркально отразила общие изменения в экономике и социальной сфере страны с начала полномасштабного вторжения. Как отмечают профильные эксперты, среди которых директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куйун, общий объем рынка заметно сократился на фоне активных боевых действий, тогда как до 2022 года он стабильно показывал уверенный ежегодный рост потребления на уровне пяти процентов, обеспечивавшийся в основном дизельным топливом. Прежними драйверами роста выступали масштабные проекты в капитальном строительстве и активное развитие дорожной инфраструктуры, ежегодно добавлявшие в общий баланс примерно по полмиллиона тонн дизеля, но с началом войны эта положительная динамика была резко прервана. Общая картина последних лет последовательно демонстрирует сначала очень глубокий спад, за которым последовало некоторое восстановление и короткий период относительной стабилизации, а в настоящее время снова наблюдается снижение потребительского спроса, что является закономерным следствием текущей ситуации.

По словам специалиста, совокупный рынок бензина и дизельного топлива уменьшился примерно на шестнадцать-семнадцать процентов, в то время как рынок сжиженного газа обвалился практически вдвое, показав падение на сорок шесть процентов, и причины такого значительного снижения лежат на поверхности, являясь вполне очевидными, поскольку они включают в себя потерю части территорий, массовую внешнюю и внутреннюю миграцию граждан, а также общее падение экономической активности в условиях военного времени. Одним из наиболее важных системных изменений стала абсолютная переориентация Украины на новые источники импорта, ведь если до 2022 года основная часть топлива поставлялась из России и Белоруссии, то сегодня география поставок стала принципиально иной с ключевыми партнерами в лице Румынии, Польши, Германии и Литвы. Общее число стран-поставщиков топлива в Украину возросло с двадцати четырех до сорока семи, что наглядно иллюстрирует успешный переход к диверсифицированному и надежному рынку без прежней опасной зависимости от одного доминирующего источника, что укрепляет общую энергетическую безопасность.

Существенные метаморфозы затронули и логистику поставок, которая ранее почти полностью зависела от железнодорожного транспорта, а сегодня стала гораздо более сбалансированной благодаря активному использованию морских путей и автомобильных перевозок, причем именно автоцистерны сыграли ключевую роль в преодолении острого кризиса 2022 года. Парк бензовозов увеличился в четыре раза с полутора до шести тысяч единиц, а также были оперативно построены новые пункты перевалки топлива на железнодорожных переходах с Европейским Союзом, что позволило создать устойчивую многоканальную систему. Эксперт акцентирует внимание на том, что диверсифицирована оказалась не только география поставок, но и сама транспортная структура, что полностью исключило риски, связанные с потенциальными перебоями в работе какого-либо одного вида транспорта, а переломным моментом в функционировании рынка стало решение правительства о либерализации цен, которое позволило преодолеть глубочайшую кризисную ситуацию буквально за три месяца благодаря открытому доступу компаний к импорту топлива.

После насыщения рынка конкуренция закономерно усилилась, что привело к снижению торговых наценок и последующему сокращению количества импортеров, хотя их число все равно остается существенно более высоким по сравнению с докризисным 2021 годом, и к примеру, сегодня в Украине работают сто сорок восемь импортеров дизельного топлива, тогда как в Польше их всего десять, что свидетельствует о сохранении высокой конкуренции и отсутствии признаков монополизации рынка. Розничные цены на бензин и дизель демонстрируют удивительную стабильность, а Национальный банк Украины не ожидает существенных изменений до конца текущего года, прогнозируя рост менее чем на десять процентов в связи с заложенным в среднесрочные прогнозы боковым трендом цен на нефть, что является обнадеживающим сигналом для потребителей. Главным достижением рынка после 2022 года стала именно комплексная диверсификация поставок и обретенная способность быстро адаптироваться к новым кризисным вызовам, что в конечном счете создало оптимальную и жизнеспособную модель для страны, находящейся в состоянии войны, обеспечив ее надежное топливное снабжение.