Mane

Парламентская история с продлением льгот на электромобили обрела новый драматический поворот

Парламентская история с продлением льгот на электромобили обрела новый драматический поворот
Shelby
03-11-2025

Неожиданное решение парламента поддержать продление налоговых льгот на импорт электромобилей всего на один год до 2027 года столкнулось с суровой реальностью законодательных процедур и жесткой критикой со стороны руководства профильного комитета. Глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев в своем последнем заявлении категорически опроверг возможность дальнейшего продления этой популярной среди определенных кругов меры на следующий год. Он прямо обвинил лоббистов автомобильного импорта в проведении через бюджет первого чтения поправки которая по его расчетам лишает государственный бюджет тридцати миллиардов гривен необходимых для финансирования армии приравняв эту сумму к дополнительным сборам с банковского сектора.

По словам народного депутата эта сладкая темочка долгое время бродившая по кулуарам Верховной Рады в конечном итоге не пройдет дальнейшие стадии законодательного процесса. Гетманцев указал на два фундаментальных препятствия которые по его мнению не оставляют шансов для реализации этой инициативы. Во-первых сама поправка была проведена через закон о бюджете что прямо противоречит сразу двум другим действующим законодательным актам а следовательно не может быть принята ко второму чтению. Во-вторых данная правка имеет отношение исключительно к первому чтению бюджетного проекта и не более того.

Его заместитель по комитету Ярослав Железняк подробно разъяснил процедурные сложности которые ожидают инициативу в ближайшее время. Если кратко то эта правка которая вообще-то должна была вноситься в Налоговый кодекс оказалась в заключениях и предложениях к проекту бюджета на 2026 год. Теперь этот документ направляется в Кабинет Министров где Министерство финансов по каждой предложенной поправке должно дать свое согласие или отклонить ее обычно основываясь на наличии или отсутствии необходимого финансового ресурса для ее покрытия. Затем до третьего ноября Правительство обязано вернуть в Раду окончательный текст бюджетного проекта где часть правок будет учтена а другая часть может быть изменена или полностью отклонена.

Народный депутат Железняк обозначил два возможных сценария развития событий в зависимости от позиции правительства. Первый сценарий предполагает что Министерство финансов каким-то образом сумеет найти от пятнадцати до двадцати миллиардов гривен для покрытия бюджетных потерь от данной льготы. Второй и более вероятный по его личному прогнозу сценарий это официальный отказ правительства учитывать эту поправку в финальном тексте бюджета на основании отсутствия необходимого финансового ресурса. Окончательная ясность по этому вопросу по словам депутата наступит только в начале ноября когда будет представлен окончательный вариант бюджета. Согласно действующей норме Налогового кодекса операции по импорту и поставке в Украину транспортных средств оснащенных исключительно электродвигателями а также новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания работающих на сжатом или сжиженном метане или биогазе освобождаются от налога на добавленную стоимость до первого января 2026 года.