В 2023 году в Украине продолжалось военное положение, что оказало серьезное воздействие на автомобильный рынок. Территория авторынка значительно уменьшилась по сравнению с предыдущими годами, отражая последствия боевых действий в зонах активных военных столкновений. В связи с этим, динамика автомобильного рынка и поведение покупателей существенно отличались в зависимости от региона. В зонах ближе к военным действиям отмечалась заметная заторможенность в проведении сделок купли-продажи автомобилей. В отличие от 2022 года, в текущем году на автомобильном рынке не произошло существенных изменений из-за внешних факторов. Налоговое законодательство для автомобильного сегмента оставалось неизменным, курсы иностранных валют колебались в узких пределах, и другие правила, касающиеся импорта, эксплуатации и перепродажи автомобилей, остались без изменений, по данным Института исследований авторынка.
Из всего перечня можно выделить лишь информацию о ценах на топливо. С начала текущего года они пошли на постепенный спад, например, на бензин А-95. В начале года цена снизилась с 52 гривны за литр до 44 гривны летом, но затем снова начала расти, достигнув примерно 55 гривен за литр, после чего снова снизилась до 52 гривен за литр. Подобные изменения также замечались в ценах на другие виды жидкого автомобильного топлива. Автогаз, напротив, показал резкое изменение цен после достижения самого низкого уровня в летний период — 21 гривен за литр. Зимой цены внезапно выросли до 37 гривен за литр, но затем немного снизились до 32-33 гривен за литр. Эксперты топливного рынка предсказывают дальнейшее понижение стоимости "автогаза" до менее чем 30 гривен за литр.
Поскольку украинская энергосистема не подвергается бомбардировкам, и нет перебоев в электроснабжении, это содействует увеличению объемов сделок на рынке электромобилей. Прогнозы на авторынке в 2024 году могут быть более точными при минимизации условий "если". Однако, в связи с непредсказуемостью событий, точное предсказание остается сложной задачей. Надеемся на Победу и как можно скорее наступление благоприятных событий для Украины, что может положительно сказаться на рынке автомобилей. И в этом случае мы разработаем отдельные детальные прогнозы для каждого сегмента, учитывая все доступные данные на тот момент. В данной публикации мы представим наше видение авторынка в следующем году при условии его сохранения в текущем состоянии, с минимальным количеством условий "если".
На рынке легковых автомобилей в течение 2023 года отмечался среднемесячный объем в 80 тысяч перепродаж в месяц, с постепенным снижением объемов к зимнему периоду. В следующем году можно прогнозировать схожие количественные результаты по сделкам купли-продажи автомобилей внутри страны. Двигателем роста данного сегмента может стать увеличение импорта автомобилей. Как правило, каждые дополнительные 10% объема импорта способствуют увеличению объемов вторичного рынка на +2%. Следовательно, ежемесячный объем сделок на вторичном рынке можно ожидать на уровне около 100 тысяч.
В 2023 году наблюдался постепенный, но стабильный рост импорта автомобилей. Дефицит машин на внутреннем рынке приводит к увеличению отложенного спроса на "свежепригнанные" легковые автомобили. В течение текущего года украинский автопарк ежемесячно пополнялся в среднем на 18 тысяч подержанных легковых автомобилей, с постепенным увеличением этого объема до 23,5 тысяч в месяц к концу года. Исходя из этой информации, можно предположить, что в следующем году будет сохраняться тенденция к увеличению числа вновь поступающих подержанных легковых автомобилей. Главным образом, эти автомобили поступают из Европы, поскольку количество легковых машин, поступающих из стран Америки, заметно меньше (20-25%). Интересно отметить, что автомобили из США, которые импортируются, в среднем стоят вдвое дороже, чем до начала конфликта, и оцениваются примерно в $20 000. При условии улучшения налоговых условий общий потенциал этого сектора составляет до 50 тысяч автомобилей в месяц. В случае отсутствия таких изменений этот показатель ограничится до 35 тысяч автомобилей ежемесячно.
В сегменте новых легковых автомобилей независимые дилеры становятся все более активными, предлагая интересное направление в виде "почти новых автомобилей". Эти машины фактически новые, но считаются подержанными из-за регистрации в стране отправления, чаще всего в Китае. В течение текущего года ежемесячно в среднем регистрировалось около 5 тысяч новых легковых автомобилей. В течение года количество ежемесячных регистраций новых легковых автомобилей существенно колебалось, изменяясь от 3,2 тысяч до 6 тысяч. Важно отметить, что при дефиците автомобилей у официальных дилеров, независимые дилеры успешно удовлетворяют спрос, предлагая альтернативные варианты, включая импорт для других рынков. Возможно, если официальные дилеры не изменят свою стратегию, мы будем продолжать наблюдать увеличение доли автомобилей, поступающих из Китая, и рост активности независимых дилеров. Вместе с тем, учитывая, что большинство этих покупок осуществляются за полную стоимость без дополнительного финансирования, можно предполагать, что объемы сделок будут сохраняться на уровне, наблюдаемом в текущем году, возможно, с небольшим увеличением. Факторами, способствующими росту продаж в этом сегменте, могут стать финансирование и улучшение экономической ситуации, но важно учесть, что у всех влияющих факторов есть свои ограничения. С учетом этого, потенциал рынка новых легковых автомобилей, проданных официальными дилерами, в следующем году может быть спрогнозирован в пределах до 8 тысяч в месяц. Независимые мультибрендовые импортеры, вероятно, будут реализовывать примерно столько же, возможно, на 5-15% больше.
В 2023 году сегмент электромобилей, включая как новые, так и подержанные модели, продолжал демонстрировать стабильный и значительный рост. Тем не менее, ближе к концу года заметно сокращалась разница между объемами продаж в последующих и предыдущих месяцах. Важно отметить, что из-за неравномерного распределения зарядных станций, различных стандартов и операторов электрозаправочных станций, владельцы электромобилей чаще всего предпочитают иметь свою собственную точку зарядки дома. Рост предложения электромобилей и снижение цен благоприятно сказываются на развитии этого сегмента, но недостаток покупателей, у которых есть своя зарядная точка, считается ограничивающим фактором для увеличения объемов продаж в этой области. Вероятно, в следующем году мы продолжим видеть рост продаж как новых, так и подержанных электромобилей, но постепенно приблизимся к моменту насыщения, переходя от постоянного роста к колебаниям в районе среднемесячных показателей. Рост сектора электромобилей будет поддерживаться увеличением выбора электрокаров из-за границы, снижением цен и интересом владельцев к экономии на более дорогом топливе. Предполагаемый потенциал этого сегмента на 2024 год составляет около 8-9 тысяч легковых электромобилей в месяц. Не предвидится и увеличение продаж грузовых электромобилей из-за ограниченного предложения на рынке и отсутствия льгот при растаможке, что уменьшает интерес к этой категории автомобилей.
В 2023 году наблюдался уверенный рост спроса на легкие коммерческие автомобили (LCV). Вероятно, и в следующем году бизнес продолжит проявлять интерес к этой категории автомобилей, учитывая их доступность и гибкость. Суммарные объемы продаж в этом сегменте оцениваются более чем в 5 тысяч автомобилей в месяц. Большинство предпринимателей будут импортировать легкие коммерческие автомобили бывшие в употреблении из-за рубежа, преимущественно в возрасте до 5 лет, при условии, что не произойдут изменения в условиях растаможки (акцизы). Спрос на такие автомобили существует и будет расти, но не всегда он будет соответствовать финансовым возможностям предпринимателей.
Грузовой автопарк в Украине с весом более 3500 кг представлен разнообразными автомобилями. Здесь можно встретить как современные грузовики от известных мировых производителей, так и устаревшие модели, датирующиеся советским периодом. Особенно вторая категория, чаще всего находящаяся в ненадежном состоянии, подлежит постепенной замене. Этот процесс должен стать двигателем развития данного сегмента. Тем не менее, рост этого сегмента тормозят ограниченная покупательная способность и высокие акцизы на ввоз грузовиков возрастом более 5 лет. Подводя итог, для вторичного рынка в 2024 году наиболее вероятно повторение сценария 2023 года: сначала уменьшение объемов торгов, а затем, с началом сезонных сельскохозяйственных работ и повышением активности в строительстве, возможно, некоторое оживление в этом сегменте. Продажи новых же грузовиков в данной категории будут ограничены, основным образом из-за полного прекращения поставок российских грузовиков на рынок. Предприятия теперь заменяют свои машинопарки на транспортные средства из Европы, Китая, Кореи, Индии и других стран. Это приводит к повышению цен на конечные продукты с украинской идентификацией. Примерно 40% новых грузовиков в этом сегменте будут основаны на шасси из Китая, Индии или аналогичных производителей.
В течение 2023 года наблюдалось постепенное сокращение объемов приобретения седельных тягачей украинскими перевозчиками. Вероятно, это связано с насыщением их парков необходимой техникой. Предыдущий резкий рост был замечен годом ранее, когда сбыт грузов замедлился из-за ограничений в авиационном и морском транспорте, а также из-за проблем с перевозками грузов по железной дороге. Блокировка украинско-польской границы, проведенная так называемыми "активистами", дополнительно отразится на спросе на магистральные тягачи. Эта "акция" стала причиной непредсказуемых и необоснованных убытков для многих перевозчиков, и эффект ее воздействия будет продолжать оказывать влияние на рынок тягачей. Следовательно, в 2024 году ожидается продолжение небольшого снижения объемов приобретения седельных тягачей. В основном на рынке будут представлены подержанные тягачи из-за границы. Пик спроса на эти транспортные средства был достигнут в 2022 году, и теперь ожидается уровень от 1,5 до 2,5 тысяч тягачей ежемесячно.
Также в 2023 году замечен рост общего объема приобретенных автобусов всех типов, с фиксацией этого роста в начале осени. Дальнейшее развитие ситуации в этом сегменте будет зависеть от объявления тендеров на внутренние или межобластные перевозки соответствующими органами власти, особенно в контексте автобусов местного производства. Что касается автобусов большой вместимости для дальних перевозок, теоретический спрос на них будет продолжать существовать до восстановления работы гражданской авиации. Тем не менее перевозчики осторожно подходят к покупке автобусов туристического класса из-за их высокой стоимости. В случае снижения пассажиропотока на регулярных международных маршрутах, где они в настоящее время задействованы, туристические автобусы такого класса могут оказаться малорентабельными для нерегулярных туристических заказов из-за их высокой стоимости. Подводя итоги, в следующем году можно ожидать, что суммарный объем сделок в этом сегменте останется примерно на текущем уровне, составляя от 500 до 1000 автобусов в месяц. Здесь вторичный рынок будет играть ключевую роль, с небольшим добавлением в автопарк новых импортированных подержанных или местного производства автобусов.
Сегмент мотоциклов представляет собой особый участок рынка, с выраженной долей неформальных сделок. Однако официальные данные указывают на ежегодный рост числа проданных мотоциклов. В основном это небольшие модели китайского производства, которые находят свое применение в сельских районах и небольших населенных пунктах, где отсутствует общественный транспорт или его доступность ограничена. Предположительно, в 2024 году стоит ожидать, что общий объем продаж мотоциклов превысит 60 тысяч единиц различных типов.